Методики изучения языка самостоятельно

 

 

 

В современных методиках есть волшебное число 1000. Именно столько часов необходимо потратить на изучение нового языка. Об этом пишут, к примеру, американец  AJ Hoge и русский языковед Замяткин.
Разделите эти 1000 часов на свою смесь мотивации с ленью. Если заниматься по 3 часа в день - то это примерно год, 1 чаc в день - 3 года и т.д. В случае изучения языков нам чуждых культурно, например  арабского, китайского или тайского  надо накинуть на это время погрешность процентов 20. 
 
 
Только через "детские" методы можно  заговорить правильно, не задумываясь, и без ужасного акцента.
 
Из образовательного процесса нельзя выкидывать очень важный начальный этап аудирования/слушания. Немаловажную роль играет интонация.
(аудио материалы, мультфильмы, песни.)
 

Овладение отдельными словами, и первое слово служит своеобразным барьером, переходным этапом в процессе изучения  языка – с этих пор развитие речи идет быстрее, человек начинает «коллекционировать» слова.

Нужно понимать, что первые слова не являются словами в привычном нам смысле, это так называемые холофразы, которые заключают в себе смысл целого предложения.

Этап изучение «телеграфной речи», то есть человек начинает составлять предложения из глаголов и существительных.
 
 

БАЗОВЫЕ СОВЕТЫ:

 

Совет 1: не заморачиваться с грамматикой сверх необходимого, если выучишь слова (и фразовые глаголы) и освоишь базу, то ты и без понимания грамматики заговоришь.

 

Совет 2: первым делом проверь правильно ли ты произносишь шведские звуки и знаешь ли правила чтения букв.

 

Совет 3: Все программы для изучения слов без озвучки - мало эффективны.

- все задания или упражнения должны иметь автоматическую озвучку. Думаю не секрет что 95% англ. слов читаются не так как пишутся, и помнить все правила, все время сложно, но и запомнив их с "радостью" потом понимаешь что каждое четвертое слово - словарное! Ппц, короче, поэтому озвучка в качестве проверки верности - мастхев. Ну и заодно для активации дополнительных нейронов в мозге.

 

Совет 4: проговаривай всё вслух, в разы ускорит обучение, если ты не один и стесняешься - говори еще громче - это будет тренировкой от стеснительности (ну или шепчи чтоли). Если смотришь видео с сабами то после реплик жми пробел и повторяй реплику за актерами.

 

Совет 5: Все программы по изучению слов без интервального повторения - мало эффективны.

Интервальное повторение

(Интервальные повторения (англ. spaced repetition) — техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам)

Когда вам попадается новый факт, вы рискуете в скором времени его забыть, если он не будет периодически мелькать у вас перед глазами.

Это может происходить случайно, если вы, к примеру, погрузившись в тот или иной язык, будете время от времени повторно натыкаться на изучаемые слова.

Однако, согласно результатам исследования, самое эффективное время для повторения выученного, это момент, когда вы вот-вот готовы его забыть.Предположим, вы выучили новое иностранное слово. Повторите его спустя несколько минут после того, как услышали его, затем – через пару часов, затем – через день, затем – через 2 дня, затем – через 5 дней, затем – через 10 дней, 3 недели, 6 недель, 3 месяца, 8 месяцев и т.д. Через некоторое время оно накрепко засядет в вашей голове – нужно будет лишь изредка его повторять.

Программное обеспечение на основе метода интервального повторения все сделает за вас, вам лишь необходимо занести в него ту информацию, которую вы хотели бы запомнить, затем каждый день проходить тестирование – программа определяет интервалы повторения, основываясь на вашей оценке

 

Совет 6: Слова лучше сразу учить в контексте. Контекст очень важен.

Когда мы выражаем свои мысли, мы строим нашу речь из базовых примитивов, минимальных единиц, в точности так, как дома из готовых блоков или сложнейшие программы из нескольких десятков операторов языка программирования. Но является ли именно слово минимальной единицей языка? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Во-первых, языки разделяют оттенки смысла по-разному. Например, зная то, что на английский язык глагол «решать» переводится, как «to decide» можно перевести словосочетание «решать проблему» как «to decide a problem», но это будет ошибкой, а правильный вариант: «to solve a problem».

Во-вторых, одни и те же слова могут означать совершенно разные понятия, которые определяются исключительно контекстом, в котором они используются. Например, фразовый глагол «to put on» может иметь более десятка значений при переводе на русский язык и предложение «It was Angela who put William on to Steven» можно переводить разными забавными способами: «Анжела положила Вильяма на Стивена» или «Анжела надела Вильяма на Стивена» и так далее, но правильный вариант «Вильяма со Стивеном свела именно Анжела» (если точнее, то здесь используется фразовый глагол «to put on to»).

В-третьих, в каждом языке есть свои, уникальные идиомы, появление которых обусловлено уникальным стечением исторических и культурных событий. В идиомах целая фраза приобретает новый, часто многогранный смысл. Например, можно догадаться, что «More haste, less speed» более или менее соответствует «Тише едешь – дальше будешь», но как на счёт «Don’t give yourself airs», «You look like red herrings». Уже не всё не так очевидно, не правда ли?

В-четвертых, грамматика. Слова нельзя комбинировать произвольным образом, и для естественного языка нет возможности использовать компилятор, который может всё проверить и найти синтаксические ошибки. Грамматика – важнейшая тема для изучения языка и я, ни в коем случае, не хочу игнорировать изучение грамматических правил. Но давайте вспомним то, что после каждого грамматического правила всегда идут примеры и, порой, мы не можем сформулировать само правило, но в голове возникают примеры и мы, по аналогии, говорим правильно, но при этом, даже сами не знаем почему. Пойдём еще дальше и вспомним тот факт, что любой ребенок, очень неплохо говорит на родном языке, даже не зная такого слова, как «грамматика». Дети, за несколько лет погружения в языковую среду, накапливают достаточное количество базовых элементов, и могут их комбинировать произвольным образом или выводить по аналогии.

В-пятых, связанный текст запоминается лучше. Тут действительно просто: слово, выдранное из контекста – чаще всего, просто слово, а полная фраза даёт образ, ощущения, эмоции и вызывает у нас разноплановые ассоциации. Но про эмоциональный окрас мы будем говорить дальше, а сейчас подведём итог:

Заучивание отдельно взятых слов на иностранном языке – скучный и трудоёмкий процесс, а самое главное, не способный дать базовые строительные блоки языка, которые можно комбинировать и создавать сложные конструкции.

 

 

Три основных принципа изучения иностранного языка:

1. Сначала изучи произношение.

2. Не переводи.

3. Используй систему интервальных повторений.

 

Первый принцип — Сначала изучи произношение —  В процессе изучения звуков нового языка наши уши привыкают к этим звукам, и после этого освоение словаря, понимание речи и овладение речью происходит гораздо быстрее. Когда мы научимся произношению, у нас появляется правильный, приятный выговор.

Второй принцип — Не переводи —  Новички не только могут избегать мысленных переводов — это необходимое условие для того, чтобы начать думать на иностранном языке. И только так возможно изучение языка. Тут была моя главная ошибка при прежних попытках выучить иврит и русский: я учился переводить вместо того, чтобы говорить. Отбросив английский, я мог посвятить свое время тому, чтобы совершенствовать язык, а не декодировать один язык в другой по одному слову.

О третьем ключе — Система интервальных повторений (СИП) —  По сути, это продвинутое обучение по карточкам. В этой системе вы создаете индивидуальный план запоминания вводимой информации, который позволяет поместить ее глубоко в долговременную память. Он улучшает запоминание и стоит того, чтобы дать ему широкое распространение.

Все больше людей, изучающих язык, говорят об эффективности этой системы, но до сих пор ее использовали для запоминания переводов. И наоборот, приверженцы метода изучения языка «без переводов» использовали устаревшие техники, игнорируя новые компьютерные методики. 

 

Технология, которая помогает учиться быстрее. Эффективность этой технологии основана на пяти принципах, касающихся памяти:

 

Принцип 1

Сделай воспоминания запоминающимися

Чтобы научиться лучше запоминать, необходимо изучить природу и местонахождение памяти. Психологи, изучавшие память в 1940–1950-х годах, начали свой поиск с самого очевидного места — с клеток мозга, нейронов. Они удаляли части мозга крыс, чтобы заставить тех забыть алгоритм прохода лабиринта, и обнаружили, что, какая бы часть мозга ни была удалена, крысы безошибочно проходили лабиринт. В 1950-х ученые сдались и сделали вывод, что память находится где-то в другом месте.

Позднее исследователи выяснили, что память находится скорее в связях между нейронами, чем в самих клетках. Каждый из сотен миллионов (в среднем) нейронов нашего мозга связан с семью тысячами других нейронов плотной сетью нервной ткани протяженностью более 150 000 километров. И именно в этой сети находится информация, которую мы запомнили, поэтому исследователи и не могли найти, в какой части мозга крысы хранится лабиринт. Он был распределен по всему мозгу каждой крысы. Когда ученые удаляли часть мозга, они удаляли только маленькую часть связей. Чем больше удаленная часть, тем дольше крыса вспоминала путь, но полностью он никогда не забывался. Единственный способ заставить крысу полностью его забыть — это убить ее.

Эти нейронные схемы формируются потрясающе простым и элегантным механическим способом: одновременно возбуждающиеся нейроны образуют связь. Этот принцип, известный как закон Хэбба, объясняет, каким образом мы запоминаем любую информацию. Взять, к примеру, мое первое воспоминание о печенье. Десять минут я стоял у духовки, весь в потоках исходящего от нее жара и аромата масла, муки и сахара. Потом печенье вынули из печи, и пока оно остывало, я глядел на поднимающийся от него парок. Когда я уже не мог больше терпеть, отец налил мне стакан молока, я схватил печенюшку и понял, каково бедному моему другу из «Улицы Сезам». Мои нейронные связи включали вид, запах и вкус. Были и аудиокомпоненты: звучание слова «печенье» и звук молока, наливающегося в стакан. Я помню и довольную улыбку моего отца, когда он откусил свою хрустящую печенюшку. Мой первый опыт был фейерверком ощущений, которые образовали тесную сеть нейронных связей. И всякий раз, когда я пробую свежее печенье, благодаря этим связям я могу вернуться в свое прошлое. Знакомый аромат масла активирует эту нейронную сеть; мой мозг еще раз проигрывает те же запахи, звуки, вкус и эмоции, и мой детский опыт оживает снова.

 

 

Уровни обработки: большой мнемонический фильтр

Нам нужно сделать слово столь же незабываемым, и мы добьемся этого с помощью четырех типов связей: структуры, звучания, смысла и личного отношения. Это и есть четыре уровня обработки. Они были открыты в 1970-х годах психологом, который создал любопытный опросник из четырех типов вопросов и предложил его студентам колледжа:

 

► Структура: Сколько больших букв в слове МЕДВЕДЬ?

► Звучание: Рифмуется ли ПОДУШКА со словом ЛЯГУШКА?

► Концепция: ОРУДИЕ — это еще одно слово, обозначающее «инструмент»?

► Личное отношение: Любите ли вы ПИЦЦУ?

 

После опроса студентам неожиданно предложили тест на запоминание, спросив у них, какие слова из опросника они все еще помнят. Воспоминания студентов очень сильно зависели от типа вопроса: оказалось, что слово «пицца» они запомнили в шесть раз лучше, чем «медведь». Загадка этого опросника — в хитроумном фокусе нашего разума. Чтобы посчитать большие буквы в слове, не нужно представлять себе неуклюжего мохнатого зверя, и вы этого не делаете. Вы использовали самый первый уровень обработки — структуру — и двинулись дальше. А вот чтобы определить, любите ли вы пиццу, вы задействовали целые области мозга. Определив, что означает слово, на которое вы смотрите, вы автоматически использовали структурный уровень. А представляя себе горячее сырное наслаждение на подносе, вы одновременно как бы слышите внутри себя звучание этого слова. И наконец, вы вызовете воспоминания о многих пиццах, которые вы пробовали, чтобы понять, понравилась ли она вам или вы еще просто не нашли настоящую. В доли секунды простой вопрос — «Любите ли вы пиццу?» — активизирует все четыре уровня обработки. Все эти уровни возбуждаются, связываются и формируют яркое воспоминание, которое в шесть раз легче вызвать снова, чем уже забытого вами медведя.

Четыре уровня обработки — это больше, чем биологический трюк. Они действуют как фильтр, защищая нас от информационной перегрузки. Мы живем в океане информации, впитывая ее каждый день из телевизора, Интернета, книг, получая ее во время социальных взаимодействий и событий нашей жизни. Мозг использует уровни обработки, чтобы решить, какая информация важна, а какую стоит сразу выбросить. Вы же не хотите считать буквы в слове «тигр», когда он гонится за вами, и не хотите вспоминать все, что знаете о коровах, когда покупаете молоко. Чтобы вы не сошли с ума, мозг работает на самом низком уровне, который необходим для решения задачи. В супермаркете вы просто смотрите на надпись шоколадное молоко или даже натуральное цельное шоколадное молоко «Веселая коровка». В мозге происходит сравнение шаблонов, и с помощью структурной обработки вы принимаете решение, пробежав глазами список ингредиентов и торговых марок. К счастью, вы немедленно забудете большую часть этих названий, а если нет — энциклопедическое знание всех этих марок и ингредиентов сделает вас невыносимо скучным в общении. В других обстоятельствах, более стимулирующих — например, во время бегства от разъяренного тигра — мозг более заинтересован в памяти. И если вы выживете, то, вероятно, хорошо запомните, что нельзя заходить в клетку тигра в зоопарке. Уровни обработки в этом случае работают как строгий фильтр, помогая нам выжить и при этом не быть занудой на вечеринках.

Этот фильтр — одна из причин, почему так трудно запомнить иностранные слова.

 

 

Как запомнить иностранные слова навсегда?

Чтобы создать надежное воспоминание о слове mjöður, нужно задействовать все четыре уровня обработки. Самый первый уровень, структурный, позволяет распознать слово и определить, короткое оно или длинное, и принадлежит к русскому или японскому языку. Когда вы расшифровываете «одктро» и получаете «доктор», мозг распознает структуру. Этот уровень необходим для чтения, но он задействует слишком маленькую часть ресурсов мозга, чтобы сформировать крепкую память. Почти никто из студентов, которым предлагался упомянутый опросник, не запомнил слово «медведь». Такие слова, как mjöður, очень трудно запомнить, потому что, пока вы не разберетесь, как поступить с незнакомыми буквами б и д, вы не сможете продвинуться дальше.

Ваша первая задача в изучении иностранного — это достижение следующего уровня обработки, звучания. Звучание соединяет структуру с ушами и языком, и вы можете говорить. Начните изучение языка со звуков и с того, какие буквы обозначают эти звуки, и вам будет гораздо легче запоминать слова. Студенты запомнили ЛЯГУШКУ (которая рифмуется с ПОДУШКОЙ) в два раза лучше, чем МЕДВЕДЯ (в котором семь больших букв). Звук обуславливает механическое запоминание. Мы берем имя, например Эдвард, или пару слов, например «кот — gato», и повторяем их несколько раз, постоянно активируя часть мозга, которая соединяет структуру и звучание. Наш mjöður очень приблизительно произносится как «мью-дер», и чем точнее мы выучим его произношение, тем лучше его запомним. Со временем мы будем помнить его так же хорошо, как и имя Эдвард. Это уже лучше, чем структура, но все еще недостаточно для решения нашей задачи. Да и многие из нас плохо запоминают имена, потому что мозг отфильтровывает их, как только они поступают.

Нам нужно найти способ пройти через этот фильтр, и мы сделаем это с помощью третьего уровня обработки: значения, или смысла. Вышеупомянутые студенты запомнили слово ОРУДИЕ (инструмент) в два раза лучше, чем слово ПОДУШКА (лягушка). Значения можно разбить на две большие группы: абстрактные и конкретные. Начнем с абстрактных. Если я скажу вам, что день рождения у меня в июне, вы, возможно, не станете немедленно представлять себе праздничный торт и бумажные колпаки для вечеринок. Да вам и не нужно, ведь, как мы уже говорили, мозг задействует простейший необходимый уровень обработки. Это эффективно и экономит массу времени и внимания. Но все же дата моего рождения — это осмысленная (хотя и абстрактная) идея, поэтому вы легче запомните, что мой день рождения в июне, чем тот факт, что «день рождения» по-баскски — «urtebetetze».

Конкретные концепции, затрагивающие несколько органов чувств, хранятся еще глубже, чем абстрактные. Если я скажу вам, что мой день рождения мы отметим на пейнтбольной арене, потом съедим мороженый торт со сливками, а остаток вечера проведем в бассейне, эти подробности запомнятся вам, наверное, гораздо лучше, чем месяц моего рождения. Мы придаем конкретным идеям большее значение и храним их дольше не потому, что они обязательно важнее другой информации, а потому, что они затрагивают большую часть нашего мозга. В данном случае помнить место и время проведения праздника важнее, чем детали.

 

 

Прохождение сквозь фильтр: влияние образов и личной связи

Ранее в этой главе упоминалась пара слов «кот — gato». Как мы уже говорили, стандартный метод изучения языка предлагает повторять gato и кот до тех пор, пока не образуется звуковая связь. Эта связь слишком слаба, чтобы легко запомнить ее, и кроме того, это бессмысленно: увидев слово gato, вам стоит думать не о слове «кот», а вот о чем:

Результат будет лучше, если мы вместо слова на родном языке будем использовать картинку.

Образы запоминаются гораздо лучше слов, потому что, глядя на картинку, мы автоматически думаем о значении. Исследования запоминания образов множество раз демонстрировали, что наша визуальная память феноменальна. Исследователи памяти провели в 1960-х годах со студентами колледжей тест на запоминание с ужасным названием: тест принудительного выбора из двух вариантов. В ходе этого теста студентам показали 612 рекламных картинок из журналов (скорее всего, студентов привязали к стульям и насильно держали их глаза открытыми), а потом показали другую последовательность картинок и попросили определить, какие из них уже были показаны. В 98,5 % случаев студенты правильно назвали старые картинки. Не удовлетворившись этим, исследователи повторили тесты с еще большим количеством картинок, желая проверить, на что могут пойти студенты за небольшие деньги и бесплатную еду. Оказывается, это не предел. Пять дней подряд студенты должны были сидеть в темной комнате и за это время пересмотреть одну за другой десять тысяч картинок. После этого они точно определили 83 % картинок. Наша визуальная память просто потрясает — нужно лишь найти способы ее использовать.

Поскольку нам нужно учить слова, а не картинки, мы будем использовать комбинации слов и картинок. Этот эффект применим даже в случаях, если изображение совершенно не соответствует слову: абстрактный рисунок вместе с предложением «Яблоки очень вкусны» вы запомните скорее, чем рисунок отдельно. Встретившись с непонятной картинкой и словом, не имеющим к ней отношения, мозг попытается найти в этом смысл, даже если его нет. В ходе этого процесса слово автоматически перемещается из мусора вроде «гидрофосфатов натрия» в область печенюшек.

Мы можем продвинуться еще на шаг глубже, если включим следующий уровень обработки — личную связь. Вы запомните идею, которая имеет к вам отношение, на 50 % лучше, чем не связанную с вами; именно поэтому наши студенты запомнили на 50 % больше слов ПИЦЦА (Да, мы ее любим), чем слов ОРУДИЕ (Да, это синоним слова «инструмент»). Но это не значит, что сами по себе идеи неэффективны. Если вы свяжете слово gato с изображением милого котика, вы легко его запомните. Но если в дополнение вы свяжете gato с воспоминанием о коте, который был у вас в детстве, то вы просто не сможете его забыть.

Как использовать это на практике? Новое слово на иностранном языке — это как имя нового друга. Новым другом может быть человек, кот, напиток — след памяти во всех случаях одинаковый. Давайте научимся лучше запоминать новых друзей с помощью уровней обработки.

Нашего нового друга зовут Эдвард. Просто подумав «Эдвард», мы включаем второй уровень обработки — звуковой. Если мы хотим использовать уровень идей, или концепций, нужно найти определенный образ имени Эдвард — например, Эдвард Руки-Ножницы. Если мы на минутку представим себе нашего нового друга с парой ножниц вместо рук, мы легко запомним его имя. Эта техника используется участниками соревнований по спортивному запоминанию (да, есть и такие соревнования), чтобы быстро запоминать имена, и мы обсудим это подробнее в главах 4 и 5.

Но это еще не всё. Успех будет еще большим, если мы отыщем нашу личную связь с этим именем. Может быть, вы помните, как в детстве смотрели «Эдвард Руки-Ножницы», может, у вас есть друг по имени Эдвард, а может, у вас тоже ножницы вместо рук. Когда вы представляете, как ваш новый друг взаимодействует с образами Эдварда и с вашими воспоминаниями, связанными с Эдвардом, вы все больше и больше расширяете сеть нейронов в мозге. В следующий раз при встрече с Эдвардом на вас нахлынет поток образов и воспоминаний, и вам будет трудно забыть это имя. Это даст вам дополнительные очки при общении, которые потом могут окупиться вином, сыром и настольными играми.

Этот мыслительный процесс требует изобретательности, но вы легко можете этому научиться. Можно за пару секунд найти подходящий образ для слова gato в поиске изображений Google (images.google.com). Задав себе вопрос «Когда я в последний раз видел gato?», вы установите личную связь и усилите сеть нейронов, связанную с этим словом. Все просто.

Так же легко действовать и с абстрактными понятиями — например, economía (экономика). Воспользовавшись поиском картинок Google, вы увидите массу изображений денег, копилок, биржевых таблиц и политиков. Выбирая любой из этих образов, мы принуждаем мозг мыслить конкретно и концептуально. В результате запомнить слово будет гораздо легче. Спросив себя, влияет ли economía на нашу жизнь, мы установим с этим словом личную связь, необходимую для того, чтобы навсегда запомнить это слово.

 

 

Принцип 2

Максимизируй лень

Говорят, от тяжелой работы еще никто не умирал, но зачем зря рисковать? :-)

Многократные повторения называются зубрежкой, и на долговременную память абсолютно не влияют. Можете ли вы вспомнить хоть один вопрос из школьных экзаменов, к которым вы готовились? Помните ли хотя бы сами экзамены? Если мы собираемся тратить свое время на изучение языка, мы рассчитываем помнить его месяцы, годы или десятилетия.

Зубрить скучно, и на долговременную память это никак не влияет.

► Вместо этого пойдем путем для ленивых: изучим понятие, пока вы не сможете повторить его на память, и на том остановимся.

 

 

Принцип 3

Не повторяй. Вспоминай

Изучая материал, вы тренируетесь читать, а не воспроизводить. Если вы хотите научиться лучше вспоминать что-то, нужно тренироваться вспоминать. Наш чистый лист бумаги, стопка карточек, листок с заданиями, в которых нужно выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, или просто мысленные попытки вспомнить — вот именно та тренировка, которая нам нужна. Она улучшает нашу способность вспоминать с помощью одного из самых удивительных свойств мозга: взаимодействия памяти и эмоций.

Глубоко в нашем мозге танцуют сложный химический танец морской конек и орех, определяющие, что нужно запомнить, а что — забыть. Часть головного мозга, напоминающая по форме морского конька, называется гиппокамп и представляет собой панель управления мозга, которая связывает отдаленные участки мозга и создает карту этих связей. Чтобы вспомнить любую недавнюю информацию, вы обращаетесь к этой карте. Связанные нейроны снова активизируются, и вы повторно переживаете свой прошлый опыт. По прошествии месяцев и лет эти нейронные сети теряют связь с гиппокампом и продолжают независимое, богемное существование в новейшей коре головного мозга.

 

Когда вам успешно удается что-то вспомнить, в мозге происходит сложный химический танец, который закрепляет это воспоминание.

► Чтобы увеличить эффективность, уделяйте больше внимания вспоминанию, чем повторному прочтению.

► Этой цели вы достигнете, если сделаете карточки с нужными вам словами, грамматическими конструкциями или правилами произношения. Такие карточки, связанные с изображениями и личным опытом, будут основой прочной системы запоминания.

 

 

Принцип 4

Стоп-стоп! Не подсказывайте!

Все мы в школе и на работе сталкивались с ситуациями, в которых нам было нужно что-нибудь запомнить, но, скорее всего, никто не говорил нам, как лучше это сделать. И не без причины. Не существует такого действия как «запоминание». Мы можем думать, повторять, вспоминать, представлять, но в нас не заложено «запоминание». Скорее наш мозг устроен так, что он может думать и автоматически удерживать то, что важно. Убегая от живущего по соседству тигра, мы не говорим себе: «Это нужно запомнить! Тигры плохие! Не забудь! Они опасные!» Мы просто убегаем, а наш мозг запоминает сам. Ближе всего к запоминанию такое действие мозга, как припоминание («Как же зовут этого парня?»). И теперь мы должны точно выяснить, что происходит в тот момент, когда удается что-то вспомнить.

Так что же происходит? Давайте рассмотрим крайний случай — когда слово какое-то время вертится на языке, пока вы его не вспомните. Такие слова составляют неполную память. Вы имеете доступ к фрагментам этого слова, но не можете вспомнить всю картину. Вы вспоминаете, что оно начинается с буквы «с», что оно означает что-то вроде стихотворения или речи в спектакле и что оно похоже на солипсизм или солитер, но никак не можете вспомнить слово солилоквий. В таких ситуациях мы чаще всего вспоминаем точную информацию. Наше слово действительно начинается с буквы «с». Мозг пускается в отчаянные поиски пропавшего слова, перебирая и отбрасывая слова на букву «с». Амигдала считает это вопросом жизни и смерти, будто, не припомнив имени актера, который играл психотерапевта Мэтта Деймона в фильме «Умница Уилл Хантинг», вы выброситесь из ближайшего окна. Вспомнив его имя, вы испытываете такое облегчение, что запоминаете это слово навсегда.

Если постоянно проверять себя в тот момент, когда вы почти забыли слово, каждая такая проверка будет в два раза полезнее.

 

 

Принцип 5

Перепиши прошлое

Наши «отдельные» воспоминания — это объединение всех вызванных этим стимулом воспоминаний, которые у нас есть. Если я скажу вам слово gate, вы, наверное, вспомните рисунок ворот который вы видели . Но пока этот образ дрейфует в вашей памяти, вы не можете хранить его там таким же, каким вы его увидели. Вы уже другой человек, с другой информацией в мозге, и читаете другую главу. Может, вы теперь сидите в другой комнате, или у вас изменилось настроение, а может, домашний кот вспрыгнул вам на колени. По сравнению с прошлой ситуацией у вас теперь возбуждена совершенно другая сеть нейронов, вовлеченных в этот процесс. Во время этого одного припоминания слова  сеть нейронов, связанных с этим словом, в два раза увеличилась в объеме.

Этот процесс переписывания — двигатель долговременной памяти. Каждый акт припоминания дополняет старое воспоминание следами вашего нового «я», вашего теперешнего состояния. Это прибавляет к тем воспоминаниям добавочные связи — новые образы, эмоции, звуки и словесные ассоциации, которые облегчают их припоминание в будущем. Если вы много раз перепишете эти воспоминания, они станут незабываемыми.

Всякий раз, когда вы успешно вспоминаете что-то, вы вызываете и переписываете прошлые воспоминания, добавляя в них всякую всячину из настоящего момента.

► Припоминания будут наиболее успешными и эффективными, если опыт получения информации будет как можно более запоминающимся. Вы можете этого достичь, прибавив к каждому изучаемому вами слову звуки, образы и личную связь с ним.

► Если вы действительно забыли, используйте обратную связь, чтобы сразу же вернуть забытые воспоминания.

 

 

Распределение времени — наше все: конец забывания

Для студентов, пытающихся запомнить что-то на шесть месяцев, проверка сразу же после изучения факта (что дает в результате 27 % сохранившейся в памяти информации) — это совсем неплохо. Но если провести проверку не сразу, а через 28 дней, результат удваивается. Такой результат наблюдался во множестве подобных исследований, хотя идеальный перерыв менялся в зависимости от времени окончательной проверки. Между почти полным и полным забыванием факта существует сложное равновесие

Вы учите новое слово и затем на время откладываете его в сторону. Когда вы его встречаете, попытайтесь вспомнить и снова отложите. Продолжайте, пока не запомните его навсегда. Пока ваши старые слова хранятся в памяти, вы можете учить новые, так же откладывая их на будущее, пока они вам не встретятся, чтобы вы припомнили их и снова отложили в копилку вашей долговременной памяти. Это самый эффективный способ навсегда запоминать большие объемы информации

 

 

Ваш мозг имеет стойкую привычку не замечать различий в звуках иностранного языка. Чтобы его переучить, слушайте минимальные пары слов изучаемого вами языка — т. е. слов, похожих по звучанию (например, niece и knees) — и тренируйтесь, пока мозг не научится различать эти новые звуки.

► Тренируясь таким образом, вы начнете лучше распознавать слова в разговоре и лучше их запоминать, занимаясь самостоятельно.

 

В каждом языке своя система правил, определяющих, как соотносится написание и произношение звуков. Если вы усвоите эту систему, доведя ее до автоматизма, то сэкономите много времени и сил.

► Самый легкий способ усвоить это — система интервальных повторений. Чтобы запомнить любое правило, сделайте для него флеш-карточку.

► В процессе построения связей узнавайте о незнакомых звуках все, что можете: их написание, произношение и даже положение языка, губ и связок. Вы пользуетесь сейчас одним из самых странных законов обучения: чем больше подробностей вы узнаете, тем легче будет запомнить целое.

 

Некоторые слова вы употребляете гораздо чаще, чем другие. Начните изучение с них.

► В приложении 3 я дам вам список 625 простых, наиболее употребляемых слов. Эти слова легко представить визуально, то есть вы можете учить их с помощью картинок, а не переводов. Это даст вам хорошую основу для изучения в следующих главах абстрактных понятий и грамматики.

 

Вы можете сделать слова более запоминающимися с помощью двух способов:

♦ изучая истории, которые они рассказывают

♦ связывая эти истории со своей жизнью

► Создавая флеш-карточки, используйте лучшего рассказчика всех времен: Google Images.

► И потом потратьте пару секунд, чтобы найти связь между каждым словом и своим личным опытом.

 

 

 «мнемоническая игра на воображение»

Как запомнить бессмысленные грамматические правила

Продолжая о роде немецких существительных: дерево — мужского рода, его почки — женского, листья — среднего; лошади не имеют рода, собаки имеют мужской род, кошки — женский (включая, конечно же, и котов); рот человека, шея, грудь, локти, пальцы, ногти, подошвы ног и тело — мужского рода, а голова — мужского или среднего в зависимости от слова, которое вы выбрали, и независимо от пола того, кто ее носит: голова немок либо мужского рода, либо среднего. Нос, губы, плечи, груди, руки и пальцы на ногах — женского рода; волосы, уши, глаза, подбородок, ноги, колени, сердце и совесть не имеют рода вообще.

Изобретатель этого языка, видимо, знает о совести только понаслышке. Марк Твен. Об ужасающей трудности немецкого языка

Итак — мнемоническая игра на воображение. Читая последующие страницы, постарайтесь запомнить род двенадцати этих проблематичных существительных, которые упоминает Твен. У вас это выйдет быстро, легко, и вы получите удовольствие. Начнем.

Дерево — мужской род, почка — женский, лист — средний, конь — средний, собака — мужской, кошка — женский, рот — мужской, шея — мужской, рука — женский, нос — женский, колено — средний, сердце — средний.

Вы можете запомнить это с помощью нескольких повторений, но не трудитесь дольше нескольких минут. Вместо этого мы попробуем кое-что поинтереснее и более результативное. Я хочу, чтобы вы представили себе, как все существительные мужского рода взрываются. Дерево? Буме! — всюду щепки. За вашей спиной в стену летят ветки. Ошметки собаки разлетаются по стенам и потолку. Вы снимаете со лба клочья шерсти. Представьте себе это так ярко, как только сможете выдержать.

Существительные женского рода будут гореть. Из носа вырывается пламя, как у дракона, горящая кошка может поджечь вашу спальню. Почувствуйте жар от каждого образа; чем больше органов чувств вы задействуете, тем лучше.

Существительные среднего рода разбиваются, как стекло. По полу рассыпаны рыже-коричневые осколки лошади, тут же и ваше разбитое сердце (всхлипнем). А теперь сами представьте оставшиеся существительные: взрывающиеся рот и шею, горящие руку и почку дерева, разбившиеся лист и колено.

Нет-нет, не увиливайте. Вернитесь назад и представьте. Это займет не больше минуты. Я подожду.

Посмотрите, сколько образов закрепилось в вашей памяти. Мы даже перемешаем их, чтобы затруднить задачу: дерево, лист, лошадь, собака, кошка, рот, шея, рука, нос, сердце, колено, почка дерева.

Неплохо, да? Если вы ярко представили себе все это, то, должно быть, запомнили все без ошибок, а если что-то забыли — с практикой запомнится и это. Мнемонические образы хорошо работают по причине, о которой вы уже догадываетесь: мы очень хорошо запоминаем образы, особенно если они жестокие, сексуальные, смешные или всё сразу. Конечно, в некоторых род сам по себе может вызывать в воображении какой-то образ — вы можете представить себе самца собаки, — но в других случаях это невозможно (конь среднего рода — ох). Яркие, динамичные образы запоминаются гораздо лучше.

Чтобы играть в эту игру для вашего языка, вам нужно придумать образы для его бессмысленных грамматических групп. Поскольку сейчас мы говорим о родах существительных, то вам понадобятся два или три особенно ярких действия, которые хорошо комбинируются с существительными.

Позже, когда вы будете делать флеш-карточки, вы можете использовать свое мнемоническое воображение. Если в языке, который вы изучаете, мужчина имеет мужской род, то для него вам может и не понадобиться придумывать другой образ. Но создавая карточку для слова девушка (средний род в немецком), потратьте пару секунд, чтобы разбить ее на тысячу осколков. Пусть ваш образ будет как можно ярче и включает как можно больше органов чувств. Если вы это сделаете, то, просматривая карточку любого слова, вы легко вспомните его род, а если запнетесь, то вы тут же сможете придумать еще более яркий и живой образ. После нескольких сотен слов вы будете делать это автоматически, и род перестанет быть для вас проблемой.

Со временем вы поймете, что этот прием может пригодиться где угодно. Всякий раз, когда вы натыкаетесь на нелогичную группу слов или список исключений, которые нужно «просто запомнить», вы можете придумать для этих слов мнемонические образы. Можно использовать их даже для правописания — если слово chat («кот» по-французски) начинается с ch, то он может ехать на спине cheval (коня). В пятой главе мы обсудим применение этого приема в более сложных случаях (я использую его для запоминания любых противных правил: спряжения глаголов, предлогов, групп существительных и неправильных множественных форм существительных и многих других). А пока придумайте несколько образов и испытайте их. Это превращает одну из труднейших задач изучения языка в веселую игру.

 

Ключевые понятия

► Во многих языках каждое существительное связано с бессмысленной грамматической категорией рода, что становится настоящим бедствием для иностранцев, изучающих эти языки.

► Если в вашем языке есть грамматический род, вы можете легко запоминать его, придумав для каждого рода определенное яркое, образное действие, и в воображении связывать с такими действиями все существительные.

 

 

Сначала изучите инструмент, потом изучите музыку, а потом забудьте все это дерьмо и просто играйте.  -Чарли Паркер   - Об изучении грамматики.

Чтобы быстрее учить язык, нужно задействовать ваш языковой механизм — поглощающий примеры и формирующий правила инструмент мозга, который помог вам выучить ваш родной язык в детстве. Эта машина работает на понятной входной информации — т. е. предложениях, которые вы понимаете, — поэтому вам нужно найти источник простых, понятных вам текстов и предложений с переводами и объяснениями.

► Первые предложения возьмите из учебника по грамматике. Таким образом вы убьете двух зайцев сразу — будете учить правила сознательно и, с другой стороны, питать понятной входной информацией ваш языковой механизм, который будет строить на заднем плане сознания интуитивное знание грамматики. Все это быстро приведет вас к знанию языка в совершенстве.

 

Используйте учебник как источник примеров простых предложений и диалогов.

► Выберите самый интересный пример, иллюстрирующий каждое правило грамматики. А теперь разберите его, обратив внимание на новые слова, грамматические формы и порядок слов. Вы получите целую стопку полезных флеш-карточек, которые легко усваиваются.

 

► Языки часто бывают полны сложных, трудно запоминающихся шаблонов. Вы можете их легко запоминать, вставляя эти формы в простые и понятные предложения.

► Когда вы сталкиваетесь со сложной таблицей склонений, берите из учебника любой пример предложения и с его помощью составляйте предложения, иллюстрирующие все нужные вам формы слов.

► Эти тексты вы превратите во флеш-карточки — те же флеш-карточки с новыми словами/словоформами/порядком слов, которые мы обсуждали выше, — и используете их для изучения шаблонов нового языка.

 

► В языках бывает много «неправильных» слов, которые можно объединить в группы по определенным образцам. С помощью красочных историй вы можете запомнить образцы, которым следуют эти слова, но нужен еще способ запомнить, какое слово следует какому образцу.

► Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с замысловатой формой слова, выбирайте личность, действие или объект, которые помогут вам его запомнить. Для форм глаголов хорошо подходят мнемонические образы личностей или объектов. Для существительных используйте личность или действие. Прилагательные хорошо сочетаются с объектами, а наречия — с действиями.

 

► Пользуйтесь письменной речью, чтобы проверить ваши знания и найти слабые места. Возьмите за образец примеры из вашего учебника и пишите о себе и своей жизни.

► Поместите свои письменные работы в одно из интернет-сообществ по обмену знаниями. Все исправления, сделанные носителями языка, превращайте во флеш-карточки. Так вы найдете все пробелы в грамматике и правописании и ликвидируете их.

Чтобы сделать письменные упражнения более эффективными, позднее мы обсудим, как использовать еще и список наиболее употребительных слов (расширенную версию нашего списка из 625 слов). Вы освоите базовую лексику одновременно с правилами. Но сейчас вам есть чем заняться. Пробуйте писать, чтобы прочувствовать все эти слова и грамматические правила, которые вы узнали из учебника. 

 

► Чтобы успешно изучать лексику нового языка, начните с тысячи наиболее употребительных слов.

► Если вы стремитесь к беглости или совершенству, продолжайте пополнять словарный запас до полутора или двух тысяч слов.

► Заложив основу лексики, выбирайте дополнительные слова, основываясь на своих интересах и целях. Найти их можно, просматривая тематические словари, где есть ключевые слова на разные темы — путешествия, музыка, бизнес и т. д.

 

► Ищите понятные примеры и картинки для новых слов с помощью Google Images. Это быстро, а кроме того, вы будете иметь хорошие примеры употребления слов и комбинации изображений и фраз, которые легко запомнить.

► Если вы столкнетесь с трудностями либо у вас нет доступа к компьютеру, напишите примеры и определения для новых слов сами. После проверки носителем языка используйте результат для изучения как самого слова, так и грамматики.

► Когда вы достаточно изучите грамматику, добавьте в ваш арсенал инструментов одноязычный словарь. В результате вы сможете выучить иностранное определение любого слова и вдобавок всякий раз, когда вы учите новое определение, увеличивается ваш пассивный словарь.

 

► Чтение без словаря — самый простой и легкий способ пополнить пассивную лексику. Одна книга в среднем позволит вам понять из контекста смысл трехсот-пятисот слов. Одна книга на иностранном языке значительно облегчит вам восприятие любых книг и текстов в будущем.

► Читая книгу вместе с аудиокнигой, вы будете продвигаться гораздо быстрее, а также получите неоценимую возможность услышать ритм языка, его музыку. Это улучшит ваше произношение, восприятие языка на слух, вашу лексику и грамматику — короче говоря, продвинет все аспекты вашего знания иностранного.

 

Создание интеллект карт - Методика Тони Бьюзена

Способы запоминания слов

Методы запоминания информации

Методики  изучения языка самостоятельно

Методики обучения иностранному языку

Метод Фейнмана в изучении

Mnemosyne

Методика Пифагора по улучшению и развитию памяти

 

Лучшее для Joomla.
triquetra.