Характерными окончаниями для прошедшего времени будут окончания -de, -te, -dde у глагола. 

 

Глаголы первой группы:

lyssna – слушать
öppna – открывать
arbeta – работать

Чтобы получить «слушал», «открывал», «работал», нужно к инфинитиву добавить окончание -de: lyssnade, öppnade, arbetade.

 

Глаголы второй группы:

В уроке 4 вы обратили внимание на то, что группа 2 делится на 2 подгруппы, которые мало чем отличаются друг от друга. Отличие все же есть и оно, как раз, понадобится нам в этом уроке: в первой подгруппе основа заканчивается на звонкую согласную:

ringa – звонить
ställa – ставить
följa – следовать

Чтобы получить «звонил», «ставил», «следовал» мы убираем окончание -а и к основе прибавляем -de: ringde.

Во второй подгруппе основа заканчивается на глухую согласную:

hjälpa – помогать
läsa – читать
resa – путешествовать

И чтобы получить «помогал», «читал», «путешествовал», мы убираем окончание -а и к основе прибавляем -te: hjälpte, läste, reste.

 

Глаголы третьей группы:

Чаще всего это глаголы с одной гласной (т. н. односложные глаголы) и глаголы, которые заканчиваются не на -а: bero (зависеть). В шутку их называют короткими глаголами, и чтобы было что учить, к ним добавляют по две буквы (удваивают).

К ним прибавляется окончание -dde:

bo – жить
bodde – жил

må – чувствовать себя
mådde – заботился

klä – klär – одевать
klädde – одевались

Примеры:

Jag arbetade på bank förut. – Я работал в банке раньше.
Jag ringde min syster i går. – Я звонил моей сестре вчера.

Vi åkte till Sverige förra året. – Мы ездили в Швецию в прошлом году.

По законам жанра без исключений никуда, и четвертую группу нужно учить как отдельные слова:

kan kunde мочь
vill ville хотеть
äter åt есть (кушать)
är var быть
kommer kom приходить
dricker drack пить
får fick получать
sover sov спать
säger sa сказать
går gick идти
skriver skrev писать
gör gjorde делать
finns fanns существовать, иметься
heter hette называться
tar tog брать
sitter satt сидеть
ger gav давать
ligger låg лежать, находиться
förstår förstod понимать
springer sprang бежать

 

För en vecka sedan kom jag tillbaka från Paris. – Неделю назад я приехал (обратно) из Парижа.
Jag var i Stockholm i går. – Я был вчера в Стокгольме.

Если же мы хотим сказать не ”я делал” (jag gjorde), а “я сделал”, то тогда мы будем использовать время, которое называется Presens Perfekt.

Оно образуется с помощью глагола har + смысловой глагол с окончанием -t

Принцип как и со временем Preteritum. Нужно прибавить характерное окончание. Для времени Presens Perfekt это окончание -t. И перед глаголом поставим har.

Глаголы первой группы:

Окончание -t прибавится к самому глаголу:

lyssna – слушать – har lyssnat
öppna – открывать – har öppnat
arbeta – работать – har arbetat

Jag har lyssnat på låten och den är bra. – Я послушал эту песню, и она хорошая.

Jag har öppnat ett konto i en bank. – Я открыл счет в банке.

Jag har arbetat här i 8 år. – Я проработал здесь 8 лет.

Т.к. большинство глаголов в шведском языке относится именно к первой группе, то и время Presens Perfekt мы в большей своей массе тоже уже выучили.

Будьте внимательны и помните, что в шведском языке, если Вы на первое место выносите, например, такие слова, как сегодня, вчера, обычно, завтра, то есть у Вас есть какое-либо указание на время, место или причину (слово, фраза или придаточное предложение), тогда подлежащее уходит на третье место:

I dag har pojkarna lyssnat på en intressant föreställning. – Сегодня ребята прослушали интересное выступление.

Как видите, глагол железно остался на втором месте.

Кроме того, если у нас в предложении появляются слова вроде еще, уже, т.д., то они становятся между вспомогательным глаголом har и смысловым глаголом:

De har precis gått. – Они только что ушли.

Har du redan druckit kaffe i dag? – Ты уже выпил кофе сегодня?


Глаголы второй группы:

Независимо от подгруппы к основе прибавится буква -t (заменяем последнюю -а на -t)

ringa – звонить
har ringt – позвонил

hjälpa – помогать
har hjälpt – помог

läsa – читать
har läst – прочитал

resa – путешествовать
har rest – путешествовал

Jag har precis ringt farfar. – Я только что позвонил дедушке.

Terapin har hjälpt mig att bli frisk. – Лечение помогло мне выздороветь.

Jag har läst alla böcker hemma. – Я прочитал все книги дома.

Jag har rest mycket. – Я много путешествовал.

Глаголы третьей группы:

К ним прибавляется окончание -tt (чтобы не скучно было):

bo – жить
har bott – прожил

må – чувствовать себя
har mått – почувствовал себя

klä – klär – одевать
har klätt – оделся

По законам жанра без исключений никуда, и четвертую группу нужно учить как отдельные слова, хотя отличительная буква -t у них сохранится:

 

PresensPresens PerfektПеревод
     
äter ätit есть (кушать)
är varit быть
kommer kommit приходить
dricker druckit пить
får fått получать
sover sovit спать
säger sagt сказать
går gått идти
skriver skrivit писать
gör gjort делать
finns funnits существовать, иметься
heter hetat называться
tar tagit брать
sitter suttit сидеть
ger givit давать
ligger legat лежать, находиться
förstår förstått понимать
springer sprungit бежать


Например:

Jag har förstått lektionen. – Я понял урок.

De har skrivit ett brev. – Они написали письмо.

Jag har gjort alla läxor. – Я сделал все задания.

Jag har bott i Sverige åtta år. – Я прожил в Швеции восемь лет.
Jag har ringt farfar. – Я позвонил дедушке.

 

Создание интеллект карт - Методика Тони Бьюзена

Способы запоминания слов

Методы запоминания информации

Методики  изучения языка самостоятельно

Методики обучения иностранному языку

Метод Фейнмана в изучении

Mnemosyne

Лучшее для Joomla.
triquetra.